ИТ-тренды 2019 и как будет развиваться ИТ-рынок в России

Гацакова Светлана, директор департамента корпоративных информационных систем, ALP Group рассказала о перспективах развития ИТ отрасли, об основных тенденциях на 2019 год и что будет определять развитие рынка ИТ в России.

Я считаю, что основные тенденции направлены на автоматизацию и непрерывную оптимизацию бизнес-процессов - с использованием технологии «глубокой автоматизации» и роботизацию. Именно эти проекты могут «выстрелить» в ближайшие год-два. Однозначно будет "жить" не год и не два тренд на использование технологий искусственного интеллекта.

Заказчики уже понимают, что данные технологии могут быть полезны для бизнеса, т.к. они позволяют высвобождать ресурсы и выравнивать скачкообразные нагрузки.

Отмечу, что траектория развития ИТ-рынка и темп движения будут очень сильно зависеть от финансирования программы цифровизации экономики, наличия ресурсов у госсектора и коммерческих организаций. И от того, будут ли эти средства в полном объеме попадать в ИТ-компании, непосредственно занятые инновациями.

Сочетание нескольких технологий, комбинируя которые, организации смогут гарантированно добиваться существенного роста эффективности основной деятельности. А также получать новое поле возможностей и новые направления совершенствования своих систем управления (ресурсами предприятия, бизнес- и производственными процессами, проектами развития и др.). И, конечно, улучшать взаимодействие с партнерами по кластерам и с клиентами. Вот эти технологии:

Цифровая трансформация (ЦТ) предприятий. Заказчики хотят прозрачности в своих бизнес-процессах и чем дальше, тем больше. Инструменты ЦТ дают возможность не только значительно оптимизировать и повысить качество бизнес-процессов, но и существенно трансформировать организацию не традиционными административными инструментами, а с помощью ИТ и за счёт возможностей ИТ. Поэтому тренд на ЦТ растет стремительно — даже если сама организация этот термин еще не применяет.

Для успеха конкретных проектов топ-менеджерам нужно осознать, что придется перестраивать и мышление сотрудников компаний, так как ЦТ работает в тесной связке «данные-технология-человек». ЦТ бывают крупные, но в любой организации гораздо чаще возникает потребность в трансформациях относительно небольших и даже мелких. Первые проводятся по схеме проектов, всё чаще — с применением подхода и методик Agile. А чтобы справиться с множеством разноплановых небольших ЦТ, организациям очень нужен новый инструментарий (ПО, методики и услуги), позволяющий поставить ЦТ на поток. Мы назвали его «фабрикой изменений».

Роботизация процессов и управления. Тренд на применение таких роботов возник относительно давно, но сейчас заметно набирает обороты. Какая компания не захочет повысить производительность труда и сократить издержки? А забыть о пресловутом человеческом факторе, о трудностях поиска и подготовки персонала? Думаю, таких сейчас нет. А внедряя программных роботов, компании уже сегодня могут достигать больших положительных эффектов во всех перечисленных и во многих других задачах. Проверено практикой, в том числе и роботами, встроенными в подсистему управления финансами, HR, технологию продаж ALP Group.

«Слабый искусственный интеллект». Он уже эффективно помогает анализировать большой объем данных. Надо только понимать, какие виды анализа ему доступны, а какие нет. Развернувшаяся пропаганда ИИ маскирует эту грань, что может обернуться громкими провалами. Хочу особо отметить, что на сегодняшний день ИИ – это целый набор весьма продвинутых математических моделей. Сегодня «слабый ИИ», действительно готовый к практическому применению в проектах 2019 года, — это нейронные сети и «машинное обучение». Думаю, наибольшее развитие будет как раз у машинного обучения. Ведь оно, в отличие от нейронных сетей, позволяет отследить всю цепочку достигнутых результатов.

Большие данные. Достаточно популярной становится тема перехода к менеджменту на основе данных (ddm). Эта долгосрочная тенденция служит почвой для всех перечисленных здесь трендов. BigData — это одна из ключевых технологий, на которые опирается ddm в организациях, где решены вопросы с источниками данных. Растет число заказчиков, готовых приобретать BigData в составе решений для управления ресурсами и производственными