ИT-тренды в 2019 году

ИT-тренды в 2019 году
Редактор
Аналитик, отдел ЕРП
29 Января 2019

Интернет вещей, искусственный интеллект, Big Data, цифровизация бизнеса об этих и других IT-трендах, которые были актуальны в 2018-м и продолжат свое развитие в 2019-м рассказали на традиционном круглом столе портала DME эксперты ИТ-рынка. Среди них - представители компаний ALP Group, ICL, "Облакотека", ГК Форс, СерчИнформ, "Код безопасности", Konica Minolta и других.

Дмитрий Бессольцев, директор департамента ИТ-аутсорсинга ALP Group:

Уходящий год продолжил тренды 2015-2017, но динамика развития у них оказалась не такой бурной, как я ожидал. Прежде всего, это объявленный правительством тренд на импортозамещение в государственном и коммерческом секторах бизнеса. К сожалению, и потенциальные заказчики, и компетентные исполнители ИТ-проектов по внедрению импортонезависимого ПО ждут массового старта импортозамещения уже четвертый год, что непросто морально и невыгодно финансово. Причем, задача на импортозамещение (а теперь и на цифровую трансформацию предприятий) от Президента России есть, нормативная база и рычаги воздействия на заказчика — тоже. А четкой расстановки приоритетов нет. Вернее, не было.

В конце года неожиданно произошел сильный всплеск – у импортозамещения и цифровой трансформации открылось «второе дыхание». Сплошным потоком пошли конкурсы. Победа в них – это всегда живые деньги и динамичные ИТ-проекты.

В конце года произошло еще одно важное событие – 6 декабря Силуанов подписал директиву, предписывающую крупным государственным корпорациям – «Почте России», «Сбербанку», «Ростелекому», «Аэрофлоту» и другим запланировать поэтапный переход на российское ПО, до 2021 года. Для ИКТ-рынка это хорошее событие, так как госкомпании, как правило, действуют оперативнее, чем те же федеральные ведомства. В силу прокоммерческой специфики. Надеюсь, они подхлестнут весь процесс.

Еще один важный для российского бизнеса тренд – цифровая трансформация предприятий. Во-первых, она подкрепляет импортозамещение. Во-вторых, повышает конкурентоспособность крупных государственных и коммерческих компаний. Помогая им с помощью тщательно продуманных и хорошо спланированных ИТ-проектов (часто, с использованием OpenSource), усилить поток своих улучшений и новшеств. Так, коммерческие западные и российские компании задолго до появления термина «цифровая трансформация» начали активно создавать рестораны и магазины будущего – причем, сразу в масштабе всей сети, во всех регионах присутствия. Технологически это означает быстрое внедрение пула микросервисов, на практике улучшающих взаимодействие с потребителем. А это – совсем не новая, а хорошо известная деятельность для крупной «коммерции». Государственные компании используют для этого российское ПО уровня предприятия (ОС АЛЬТ, СУБД PostgresPro, платформу для унифицированных коммуникаций CommuniGatePro и др.), проявляя с 2018 года большой интерес к процессорам «Эльбрус».

Третий важный тренд – разворот крупных заказчиков в сторону «ИТ-инфраструктуры 2.0». Т.е. программно-определяемой и программно-управляемой, часто построенной на базе менее дорогих и более гибких OpenSource-решений. Или, в случае государственных компаний, на базе российского ПО. Отчасти потому, что ИТ-бюджеты, как и в прошлые три года – невелики. И курсы валют играют не в пользу проприетарного западного ПО. Тогда как владение «инфраструктурой нового типа» обходится компаниям на 30-50% дешевле, чем традиционной (отсутствие лицензионных платежей, облачные или гибридные участки). К тому же, такой серверный ландшафт намного пластичнее, чем привычный. Т.е. лучше масштабируется, проще управляется и обслуживается. Поэтому и запросов на построение «инфраструктуры 2.0» у нас все больше (+40%), по сравнению с аналогичным периодом 2017.

Четвертый – острый и даже «больной» для ИТ тренд – дефицит квалифицированных кадров. Особенно в части Open Source, российского ПО. И всего, что касается подхода DevOps. Российские вузы тут пока не помощники. ИТ-компаниям приходится рассчитывать только на свои силы – на Центры компетенций, дообучение и переобучение специалистов. И, конечно, на наставничество.

Все тренды 2018-го года, которые я упомянул, в большей или меньшей степени будут влиять на ИТ-рынок и его участников в 2019-2021 годах.

Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group:

Современный ИТ-рынок развивается сейчас очень стремительно, появляется много новых и ещё «неизведанных» технологий. Основной интерес заказчиков сейчас связан с двумя целями: улучшением системы управления своим предприятием и с углублением автоматизации процессов, связанных с основной деятельностью. Поэтому ERP-решения безусловно остаются востребованными на рынке и внедряются в больших масштабах. Однако эти внедрения очень сильно отличаются от того, что было характерно для этого рынка в первый период его развития. Сегодня заказчики готовы к масштабным изменениям и новым технологиям, если они не приводят к долголстрою и дают измеримый положительный эффект. Это и определяет основные ИТ-тренды следующего года. Надо учитывать, что на столь коротком отрезке, в масштабах рынка такой эффект могут дать уже достаточно зрелые технологии и понятные заказчику решения. Применяя эти два фильтра, я хочу в первую очередь выделить технологии, направленные на оптимизацию бизнес-процессов и управленческих решений.

  1. Роботизация

Роботизация процессов и управленческих решений—очень перспективный тренд не только 2019-го года, но и ближайших нескольких лет. И хотя сейчас этот тренд двигают больше западные ИТ-компании, создавая свои технологические платформы, на которых разрабатываются программные роботы, участвующие в процессах, управлении, обработке данных. Но и российский рынок, пожалуй, перестает отставать. Это новый тренд в области оптимизации бизнес-процессов, но компании уже внедряют роботов в свою управленческую деятельность. Да, пока это происходит только на уровне рутинных задач, чтобы высвободить человеческие ресурсы.

Я считаю, что в большей степени популярно в банковской сфере и в сфере управления персоналом (уже многие компании роботизировали, например, часть функций поиска и подбора персонала). Я точно знаю, что заказчики действительно хотят максимально повысить качество своих бизнес-процессов и производительность персонала, снизить зависимость от него. Внедрение роботов позволит, например, высвободить до 70-80% человеческих ресурсов, занятых в рутинных процессах, и значительную их часть можно будет направить на решение более интеллектуальных и глобальных задач. При этом и качество процессов может повыситься на 50-70% за счет того, что минимизируется число ошибок, т.к. исчезает «человеческий фактор».

  1. Искусственный интеллект

Безусловно, в прошлом году ИИ заинтересовал многих заказчиков. Но думаю, что как раз основной рост интереса (но не пик внедрений) придется на следующий год. Я уверена, что многие крупные компания попробуют внедрить «цифровых двойников», которые смогут принимать определенные управленческие и производственные решения и повысить эффективность использования уже имеющихся ресурсов. У заказчиков есть понимание, что в принципе технологии ИИ могут быть полезны для бизнеса, ведь они позволяют высвобождать ресурсы и выравнивать скачкообразные нагрузки. И тренд этот однозначно будет «жить» не год и не два, так как является перспективным, но и трудным в освоении.

  1. Гибкость

Оценивая потребности крупных корпоративных заказчиков, могу с уверенностью сказать, что они все больше хотят владеть модульным решением, которое позволит им быть более гибкими. Именно поэтому в области бизнес-систем набирает популярность микросервисная архитектура и многие разработчики проводят их рефакторинг. Кроме этого, заказчики постепенно свыклись с необходимостью жить и развиваться в постоянном потоке изменений. Изменения эти совершенно разные, но заказчики хотят, чтобы они происходили по непрерывной и одинаковой схеме. Фундаментом для практического воплощения этих чаяний станет некая «фабрика» изменений. Она привнесет на предприятие целостную технологию изменений, основанную на возможностях ИТ. И позволит поддерживать непрерывность бизнеса компании и улучшать качество бизнес-процессов.

Практически у всех заказчиков есть одна и самая сложная проблема – это получение объективных данных. Причем, не только внутри компании, но и извне. Именно поэтому у заказчиков появляется острая потребность в ИТ-решениях, способных прогнозировать события. Тут я говорю о тренде, охватывающем бизнес-аналитику, анализ данных, их монетизацию — и особенно BigData. Объективные данные необходимы как на управленческом уровне, так и при планировании сложных технологических процессов. Именно BigData позволяет монетизировать данные, повышать их ценность и своевременно принимать управленческие решения.

Источник: DME

Дата выхода: 02 февраля 2019