SaaS и IaaS-решения: плюсы и минусы для клиента

PR служба
13 Июня 2019

Что такое SaaS и IaaS-решения и какие плюсы и минусы для клиентов у них есть, рассказывает Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.

Что такое вообще SaaS — это готовое прикладное программное обеспечение. А IaaS – это оборудование или инфраструктура (их еще называют виртуальными серверами) как сервис. Оба решения предоставляются сторонней компанией-провайдером в аренду.

Если говорить о крупных компаниях, то они точно пока не готовы к использованию Saas-решений, но при этом к использованию IaaS-решений они немного все же склоняются. Под использованием IaaS-решений я имею ввиду переход на использование Data Centre, арендуемых (чтобы не закупать оборудование). А вот среди малых и средних компаний Saas более востребован. Это связано с тем, что компаниям не нужно заботиться о «содержании» продуктов (закупка свежих версий, обновления, бэкапы, поддержка инфраструктуры и т.д.) и держать в штате IT-специалистов, соответствующих компетенций. А это сокращает расходы компании.

Поэтому, я считаю, что крупным корпоративным клиентам, у которых есть своя инфраструктура, не имеет смысла предлагать такие решения как SaaS и IaaS как основные. Безусловно, их можно предлагать, как временные решения. Когда нет свободного программного оборудования или же до поступления закупки. Кроме этого, использование SaaS- и IaaS-решений как сервис крупными компаниями не будет используется, так как политикой безопасности такие сервисы, как правило, не допускаются. Согласно политике безопасности, все данные хранятся внутри КСПД (корпоративная сеть данных) и наружу ничего не выходит.

Но, вот, мелким и средним компаниям предлагать такие решения выгодно. Например, когда в компании слабое или полностью отсутствует ИТ-подразделение. И закупка оборудования или программного обеспечения для них довольно трудоемкий и сложный процесс (на первых этапах еще и финансово затратный). И в такой ситуации гораздо проще арендовать, либо оборудование, либо готовый программный комплекс. И если крупные клиенты практически не используют коробочные решения, потому что хотят уже кастомизацию решений, то малые и средние — готовы к тому, чтобы перестроить свои бизнес-процессы под то, как они реализованы в готовом решении, чтобы не вносить изменения и не поддерживать изменения, связанные с обновлениями.

Плюсы, которые я вижу в использовании SaaS- и IaaS-решения – это, в первую очередь, мобильность, то есть доступность из любой точки и в любое время.

Еще один важный плюс таких решений – это небольшой бюджет. То есть клиент покупает только тот функционал, который необходим и востребован в данный момент. Взять, например, покупку пакета программ Office. Совершая покупку, необходимо выбирать минимальный набор программ, входящих в пакет. А используя Saas, можно арендовать только необходимые программы, например, только excel. Кроме этого, такое решение дает возможность для совместной работы. Если взять для сравнения, например, Google docs, где работать с документом может только один пользователь, остальным же данный документ доступен будет только для чтения. То через Saas работа с данными гораздо проще — это одновременная работа с одним документом нескольких пользователей. Каждый подключился к документу, работает с ним и при этом видит, какой пользователь и какую информацию меняет. Так как такие решение изначально заточены на совместные решения. Также не требуется установка excel на персональный компьютер каждого пользователя. Достаточно просто подключиться к сервису. Сам документ хранится в облаке, а доступ к нему осуществляется через веб-ссылку.

Плюсы Iaas – не требуется закупка собственного программного оборудования. И есть возможность быстрой масштабируемости. То есть, например, мы заказали сервер с интегрированными параметрами, поняли, что нам необходим сервер мощнее. При этом через Iaas с минимальными затратами можно просто расширить «мощность» сервера, не покупая новый.

У этого решения так же плюсом является его невысокая стоимость. Нет необходимости закупать новое оборудование и набирать в штат квалифицированных специалистов для его обслуживания. Вы берете только необходимое оборудование в аренду и обслуживание выполняют сотрудники компаний, представляющих данный сервис и оборудование.

Но при этом, конечно же, минусы у таких решений тоже есть, как при использовании Saas, так и при использовании IaaS. Главный минус таких решений – невозможность подключения из-за низкой скорости или полного отсутствия интернета.

Также я бы отнесла и к плюсам, и одновременно к минусам — безопасность. Да, с одной стороны, за безопасностью достаточно серьезно следит компания-провайдер, которая предоставляет сервис, а не сам клиент. Но при этом, хранить информацию, относящуюся к коммерческой тайне на стороне провайдера — это все же риски для клиента.