Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Как и чему учить будущих звезд ИТ?

Власти намерены почти в 2,5 раза увеличить прием студентов на обучение в вузы по специальностям в цифровой сфере. Как и чему их надо учить?

1. Кто будет востребован в ИТ в ближайшие годы? Какие новые компетенции потребуются от ИТ-специалистов?
2. Какие базовые знания должен получать сегодня будущий ИТ-специалист в вузе? Ваше отношение к идее короткого двухгодичного образования для ИТ-техников вместо классического (бакалавр – 4 года, магистр – 6 лет)?
3. Практико-ориентированное обучение – всегда ли оно оправдывает себя?
4. Пандемия заставила вузы перейти на дистанционное обучение. Возможно ли полноценное онлайн-образование в технических вузах?
5. Классическое образование в вузах и образовательные онлайн-проекты – конкуренты или союзники?

На вопросы «БИТа» отвечают эксперты ведущих компаний.



Анна Попова, руководитель группы HR, ДКИС ALP Group

«И классическое образование, и онлайн-проекты направлены на всестороннее развитие молодых специалистов, повышают их кругозор, развивают потенциал и компетенции, способствуют всестороннему развитию в разных ИТ-направлениях» 

1. Конечно, необходимо увеличивать количество студентов, обучающихся по таким специальностям, ведь все компании уже давно испытывают«кадровый голод» на ИТ-специалистов, а по мере развития глобальной ИТ-инфраструктуры эта потребность будет только расти. Именно профессиональная подготовка в ВУЗах может помочь решить эту проблему и в какой-то мере нивелировать дефицит профессиональных кадров. При этом очень важно максимально раскрытьвесь потенциал молодых специалистов, фактически дать им универсальное образование в сфере высоких технологий. Конечно, на первом этапе им будет не хватать реального опыта, но это дело наживное, – важнее здесь кругозор, правильный фундамент, развитие инженерных навыков. Открытым по-прежнему остается вопрос о сфокусированной специализации (например, знание платформы 1С, актуальное для нашей области). Тем не менее отмечу, что некоторые ВУЗы уже внедрили программы (часто совместные), дающие достаточное для старта карьеры понимание предметной области и возможность быстрого входа в реальные проекты.

Сегодня мы отмечаем, что качество обучения в ВУЗах именно по ИТ-направлению неуклонно растет; возрастает и престиж этой профессии. Кстати, в этом сильно помогают госпрограммы, направленные на поддержку молодых специалистов.

2. В ближайшие годы ИТ будет развиваться буквально во всех областях человеческой деятельности: в производстве, медицине, логистике, управлении и т.д. Естественно, компаниям потребуются сотрудники с широким набором разноплановых компетенций, в том числе управленцы, проектировщики, универсальные программисты, владеющие всем стеком технологий в своих областях, разработчики ERP-систем, системные администраторы, разработчики мобильных платформ, специалисты баз данных, DevOps-инженеры и многие-многие другие.

Считаю, что сегодняшняя модель обучения – 4 года и 6 лет — это правильное базовое образование, которое позволяет в указанные сроки получить знания, необходимые квалифицированному молодому специалисту. Сокращение же сроков обучения до двух лет едва ли позволит подготовить будущего профессионала. Ведь ВУЗу придется срезать лекционные часы, а также время учебных, производственных, преддипломных практик на предприятиях. Это неизбежно повлечет за собой нехватку теоретических и практических знаний и навыков.И наоборот, существующий сейчас формат обучения дает возможность студенту в рамках одной специализации, параллельно освоить узкопрофильные предметы, например, 1С.

3. Данная образовательная программа практична, в ней заложен хороший потенциал. Она позволяет студентам сформировать профессиональные компетенции не на уровне «учебника» и только теоретических знаний, но погрузиться в реальные задачи, выполняемые реальными сотрудниками в реальных проектах. Все это, в итоге, готовит студентов к дальнейшей самостоятельной работе, что крайне важно.

Но нельзя все взвалить исключительно на плечи ВУЗов – определенную роль здесь должны сыграть профессиональные ИТ-компании, взяв на себя роль наставника. Например, в нашей структуре внедрена и успешно работает стажерская программа, которая как раз представляет собой практико-ориентированное обучение; работаем с крупнейшими ВУЗами России. Также мы приглашаем к себе на стажировку студентов, заинтересованных в получении специальности по направлению «консультант/разработчик 1С». Из их числамы выбираем лучших, и приглашаем их на работу к нам в компанию. Причем подготовка к самостоятельной работе начинается с первого дня стажировки: мы определяем наставников, плавно внедряем молодых специалистов в рабочие группы и проекты, ставим перед ними реальные задачи, которые необходимо решить для конкретного заказчика. Опыт показал, что именно такой подход к обучению резко сокращает время и повышает качество подготовки «новичков» и способствует развитию именно тех компетенций, которые позволят им быстро влиться в работу и успешно двигаться по карьерной лестнице.

4. Возможно, но, наверное, не сейчас: самим ВУЗам нужно время на разработку и внедрение необходимого инструментария, который позволит полноценно и квалифицированно готовить студентов. Теоретические знания, конечно, можно наработать и дистанционно. А что в реальной жизни? Для технических профессий необходима практика и еще раз практика (лабораторные работы, прохождение «летних школ» и пр.), тем более, когда сфера деятельности связана, например, с безопасностью людей.

5.  Конечно, союзники. И классическое образование, и онлайн-проекты направлены на всестороннее развитие молодых специалистов, повышают их кругозор, развивают потенциал и компетенции, способствуют всестороннему развитию в разных ИТ-направлениях. Более того, при таком подходе каждый студент может выбрать удобный для себя способ получения образования и личностного развития: кто-то предпочтет очное обучение и персональное общение с преподавателями, а кто-то – наоборот, выберет формат онлайн. В любом случае, работая «в паре» оба этих метода улучшают качество подготовки молодых специалистов.

Читать статью полностью