bg

Могут ли отечественные системы ERP быть лучше западных?

15 августа 2019
 Могут ли отечественные системы ERP быть лучше западных?

Директор Департамента корпоративных информационных систем ALP Group Светлана Гацакова рассказала крупнейшему изданию в сфере высоких технологий в России и странах СН CNews о том, что могут ли отечественные системы ERP быть лучше западных.

Практически ежедневно общаясь с крупными заказчиками, я вижу, что в последние год-полтора отношение к российским ERP-решениям сильно изменилось. Доверие к отечественному ПО в целом, основанное на практике его применения в крупных пилотных и «боевых» проектах растет, а априорная уверенность в его второсортности уже ушла в прошлое. Это в полной мере относится и к «тяжелым» ERP-решениям для крупных организаций. Более того, пристальное изучение этого ПО (включая ERP) крупными российскими заказчиками открывает им и его широкую функциональность, а также многие его особенности и преимущества. Увидев это, крупные российские организации вполне серьезно стали задаваться вопросом, вынесенным в название колонки. Причем для них он отнюдь не праздный: этим заказчикам важно выработать оптимальную стратегию и траекторию миграции, провести границы, за которые пока нельзя заступать, как можно точнее оценить ожидаемый эффект.

 

Но начать сравнение нужно с двух уточнений.

Первое: системы ERP активно используются во всех крупных компаниях и существенно влияют на их эффективность. Если такое ИТ-решение выбрано и внедрено правильно, оно позволяет бизнесу работать намного быстрее и качественнее, резко ограничить проявления «человеческого фактора», более четко планировать развитие компании. Сегодня на нашем рынке существует довольно много систем ERP — и отечественных, и западных. У каждой из них есть свои плюсы и минусы, которые лучше или хуже подходят заказчику — с учетом особенностей всего нашего рынка, отрасли, самого предприятия. Поэтому и сравнивать отечественные и западные ERP-решения нужно применительно к нашему рынку, его уровню зрелости, принятой практике управления и тем важнейшим процессам, которые наш рынок переформатируют.

Второе: надо осознавать, что мы считаем лучшим при сравнении и почему — это тоже совсем не простой вопрос. Сегодня большой вес надо придавать тому, как то или иное решение поддерживает процессы трансформации предприятий, отраслей и экономики в целом. Цифровизация началась, предприятиям придется войти в эту реальность, чтобы жить и развиваться. Придется переходить к управлению на основе данных, встраиваться в формирующиеся кластеры и технологические цепочки, повышать степень автоматизации и роботизации, приспосабливаться к работе на только формирующихся и постоянно меняющихся рынках, успевать замечать и использовать «окна возможностей», что требует высокой адаптивности и лояльности к изменениям. 

Возвращаясь к исходному вопросу, думаю, не стоит подробно останавливаться на таких очевидных плюсах российских решений, как соответствие нормативной базе и требованиям регуляторов. Как и на преимуществах близости компании-разработчика, позволяющей заказчикам влиять на направление развития программных продуктов и скорость устранения обнаружившихся ошибок. Это очень важно, особенно в ситуации частых изменений, когда ERP-решение не перерабатывает поток однотипных операций, а работает в условиях постоянных изменений: в технологии управления, в особенностях людских ресурсов, в технологическом ландшафте, в переходе к аутсорсингу, в значимости тех или иных направлений развития и др. Изменения пробуждают ранее не замеченные ошибки, а низкая скорость их устранения может стать очень сильным тормозом развития предприятия.


На что же надо обратить особое внимание сегодня (кроме вышеперечисленных моментов)?

Первое — это поддержка масштабных изменений, причем сразу на нескольких уровнях. Заказчик должен иметь возможность выбора наиболее приемлемой для себя траектории движения к большим изменениям. Это может быть кардинальная цифровая трансформация или непрерывная серия совершенно разноплановых относительно небольших улучшений, происходящих постоянно, а зачастую и одновременно. Внедряющая компания должна располагать обеими технологиями, уметь применять их в комплексе. И здесь российские решения имеют преимущество в гибкости.

Простота интеграции с российским ПО также имеет первостепенное значение. Не только и не столько из-за действующей нормативной базы импортозамещения в ИТ, сколько из-за объективной необходимости снизить санкционные риски, действительно высокие для крупных предприятий. Здесь также с большим отрывом лидируют российские ERP-решения, имеющие большой набор готовых интеграционных модулей (коннекторов) и более или менее совершенные технологии взаимодействия с унаследованными решениями. Западные системы попросту не видят отечественного софта, и ситуация вряд ли изменится.

Начался и постепенно набирает обороты дрейф от традиционных ERP-систем к решениям класса i-ERP, в которых ядро ERP интегрировано с множеством современных технологий: непрерывного улучшения и роботизации процессов, построения прогнозных моделей, машинного обучения и различных форм «слабого ИИ», обработки «больших данных» и др. Это качественно новый уровень сложности, ведь в решениях i-ERP эти технологии не просто присоединены через коннекторы к учетному ядру, а взаимно интегрированы для достижения максимального синергического эффекта. Ведущие западные компании работают над такими решениям, некоторые из них недавно анонсированы, но готовых программных продуктов, широко продвигаемых на глобальных рынках, пока нет. В настоящее время в этой важной области мы имеем некоторое преимущество во времени. Так, с середины 2019 года наши заказчики получили возможность внедрять решения класса i-ERP, построенные на основе продуктов 1С для крупных предприятий. Но главное преимущество российских решений — максимальный учет особенностей нашего рынка, нормативной базы и особенностей российских компаний, которые сегодня при внедрении систем ERP и i-ERP стремятся сохранить свои процессы и «ноу-хау», а не подгонять систему управления под требования ИТ-решения.

 Еще одно отличие касается адаптивности. Гибкие технологии внедрения и развития ERP и i-ERP-решений на основе методик Agile/DevOps — еще одна область, российские решения имеют преимущества. Мы начали применять этот подход уже три года назад, а сегодня это одна из признанных точек роста отечественного рынка систем управления предприятиями. Такое применение Agile/DevOps сильно отличается от сферы разработки ПО. Например, для внедрения и развития ERP-решений пришлось создавать необычную систему управления проектами, в которой Agile-методики могут применяться совместно с традиционными «водопадными». Когда все отлажено, предприятия получают все выгоды высокой адаптивностью своих систем управления.

Отдавая должное многим сильным сторонам западных ERP-систем и технологии их продвижения по всему миру, я все же считаю, что сегодня для российского заказчика, стремящегося не спрятаться от происходящих перемен, а встроиться в их поток и максимально использовать их потенциал, российские ERP являются лучшим решением. Нашей экономике придется меняться. Но пока неясно, как именно будут происходить эти изменения, какие пути окажутся неожиданно сложными, а какие откроют действительно широкие возможности, определят его вектор и приведут к созданию крупных стабильно развивающихся рынков. В переходном состоянии экономики большой вес приобретают именно преимущества российских систем класса ERP и i-ERP: лояльность к изменениям, высокая адаптивность решений, высокая степень интеграции ERP с окружающим ее реальным ИТ-ландшафтом, близость разработчиков и их заинтересованность в хорошей обратной связи с заказчиком, позволяющая организациям сохранять свои «ноу-хау».

При этом выбор российских систем управления предприятием не связан с высокими рисками. Отечественные разработчики не уступают западным по уровню квалификации и компетенциям. Самое важное в данном вопросе – это ресурсы: человеческие и финансовые. Люди у нас есть. Чтобы делать лучшие решения, ИТ-компаниям очень важна государственная поддержка и широкий рынок для их разработок. Если ИТ-компании будут развиваться только на основе собственных средств, они смогут вырываться вперед, опережать западных конкурентов на поле идей, но не смогут закрепить преимущества, наращивать масштабы бизнеса, быстро создать инфраструктуру поддержки, плодотворно работать на зарубежных рынках.

И еще нужно как можно больше опытных внедрений, больше проб и ошибок. Чем этого будет больше, тем лучше будут ERP-системы, тем полнее будет их вклад в новые направления развития предприятий, кластеров, отраслей и экономики в целом.

Подводя итог, отмечу, что системы класса ERP и i-ERP будут и дальше активно развиваться. Они будут включать в себя новейшие технологии, позволяющие соответствовать уровню потребностей заказчиков, особенностям сегментов рынка. С помощью таких решений российские предприятия смогут реализовывать масштабные цифровые трансформации для успешного ведения бизнеса. Это происходит уже сейчас.

Поделиться в социальных сетях:
Другие новости