bg

Светлана Гацакова: "Невозможно создать ERP-систему, не «заточив» ее под бизнес-процессы конкретного предприятия"

13 июня 2018
Светлана Гацакова: "Невозможно создать ERP-систему, не «заточив» ее под бизнес-процессы конкретного предприятия"

В прессе, как правило, активно обсуждаются темы "на острие", т.е. все пишут о том, что вот-вот появится и как это что-то повлияет на нашу жизнь. Сейчас заголовки многих изданий, пишущих про ИТ, пестрят темами про роботизацию, искусственный интеллект, биометрию, кибервойны и т.п. Но мы решили сегодня уделить внимание сегменту, который считается зрелым и понятным, но без которого в принципе уже не может развиваться современное предприятие любого масштаба – это ERP. Об изменениях и основных тенденциях в сегменте ERP нам рассказывает Светлана Гацакова, директор департамента корпоративных информационных систем ALP Group.


- Что Ваша компания понимает под ERP?

- ERP – это многофункциональная и «умная» система управления предприятием, надежный инструмент, позволяющий эффективно и последовательно оптимизировать бизнес-процессы компании, управлять ее ресурсами и структурными подразделениями, повышать конкурентоспособность и увеличивать прибыль. Именно на решение этих задач неизменно нацелен заказчик, принявший решение о внедрении подобной системы. Но ее мало создать — необходимо продуманное и строго регламентированное внедрение ERP-решения, когда происходит его «тонкая» настройка на структуру и конкретные бизнес-процессы того или иного предприятия, а также на стиль менеджмента, например, набирающее популярность управление на основе объективных данных (data-driven management, или DDM). Как раз безукоризненное выполнение всего этого комплекса работ с учетом особенностей и задач заказчика — мы и считаем обязательной частью настоящего ERP-решения.

Напомню, концепция ERP окончательно оформилась в 90-е годах, что сразу же повлекло за собой множественные внедрения ERP-систем на предприятиях разного типа — как частных, так и государственных. Однако заказчики далеко не всегда получали ожидаемый результат: они стали своего рода «первопроходцами» и были вынуждены доверять рекомендациям многочисленных консультантов и интеграторов. А те, в свою очередь, старались создать и развернуть систему с минимальными для себя затратами и, конечно, повысить маржинальность проекта, доказывая заказчику, что он получил именно то, что хотел. Повторение этой ситуации негативно повлияло на образ ERP-решений первой волны.

Сегодня же попросту невозможно создать ERP-систему, не «заточив» ее под бизнес-процессы конкретного предприятия.


- Наверное, и наоборот. Процессы на предприятии должны соответствовать ERP?

- Безусловно. Но это всегда шаги навстречу. Мысль, что правильнее изменить бизнес-процессы, а не систему, содержащую в себе все лучшие отработанные практики, только на первый взгляд кажется здравой. На выходе – предприятие со своими процессами и ERP-решение живут параллельными жизнями: система «лежит на полке», а сотрудники по старинке продолжают работать в Excel. И таких случаев, к сожалению, все еще немало.

Но заказчик все-таки изменился. Он научился жить в терминах среднесрочной и долгосрочной стратегий, на деле бороться за эффективность своего бизнеса, за клиентоориентированность. И тут оказалось, что ERP-система нужна ему совсем не для галочки, а для того, чтобы хорошо управлять предприятием, контролировать его работу на всех уровнях и, как следствие, вывести свою компанию на новый уровень. Но, что еще важнее, современный заказчик стал хорошо считать деньги, а вместе с этим пришло понимание, что он не может позволить себе внедрять каждые два года какой-то ненастраиваемый «монолит», не имея возможности управлять самой системой и подстраивать ее под внешние факторы. В то же время, способность поддерживать частые изменения — это обязательное требование к современным системам управления взаимодействующими организациями и к ERP-решениям как фундаменту таких систем.

Именно поэтому подходы к внедрению ERP сейчас принципиально иные, чем 10 лет назад. Во-первых, заказчикам нужна система, которая будет отвечать специфике их предприятия. Во-вторых, она должна быть достаточно гибкой для того, чтобы иметь возможность оперативного изменения. Новые адаптивные подходы к управлению проектами создания и развития ERP-систем – Agile и DevOps – сегодня уже приняты многими крупными российскими компаниями как способ быстрого выявления и исправления ошибок в постановке задач, которые при традиционном управлении проектами обходятся непомерно дорого.


- В связи с этими изменениями, изменился ли спрос на ERP-системы? И количественный и качественный?

- Он определенно не уменьшился. И уж точно, рынок не находится в стагнации. Просто сейчас, повторюсь, передовые заказчики заинтересованы в гибком и «умном» подходе к внедрению систем управления предприятием. Такие проекты влияют на все сообщество топ-менеджеров и постепенно сдвигают представление о том, что можно получить от ERP-решения.


- Какие задачи решает ERP? Что важно заказчикам?

- Тут целый спектр задач — от оперативного формирования аналитических отчетов на основе достоверных данных до роста эффективности бизнес-процессов и производительности труда, сокращения себестоимости продукции, повышения ее качества и так далее. Этот список легко расширить. Но я бы хотела сейчас акцентировать внимание на нескольких моментах, особенно важных для заказчиков и требующих определенных знаний и опыта от внедренцев.

Так, сегодня стандартные модули системы, такие, как зарплата, склад, взаимоотношение с клиентами, бухгалтерский учет и т.п., должны быть не просто функциональны, но и тонко настроены на специфику конкретного предприятия, интегрированы в плане обмена данными и встроены в целостную систему консолидации, аналитической обработки данных. Без этого DDM просто не может работать.

Кроме того, как правило заказчику нужны дополнительные функции, которые могут быть не предусмотрены ERP-платформой — например, контроль доступа к информационным ресурсам. Это тоже необходимо учитывать предприятиям, занимающимся развертыванием систем ERP. Еще одна важнейшая функция — это контроль бизнес-процессов и нестандартных ситуаций. Соответственно, любые отклонения от заложенного сценария нужно оперативно выявлять и анализировать, чтобы вовремя усовершенствовать процесс. Также заметно повысился спрос на роботизацию рутинных функций, в этой области, на фоне раздуваемого маркетологами ажиотажа, прослеживается отчетливая долгосрочная тенденция.


- А есть какие-то конкретные требования, которые предъявляют производственные предприятия, торговые сети, логистические компании? У каждого требования какие-то свои?

- Нет, просто, например, роботизация в производственных компаниях будет касаться производственных функций, а в логистических — функций товарно-транспортных накладных, сверок с контрагентами и т.п.

С другой стороны, существует важное универсальное требование — контроль производительности системы. Это крайне важно, ведь быстрое изменение (к чему стремятся заказчики) может в одночасье «уронить» хорошо работавшее ИТ-решение. Поэтому сейчас любые изменения должны проходить не только функциональный, но и нагрузочный тест.

В искусственных тестах и при контроле ERP-системы, находящейся в режиме промышленной эксплуатации, разумнее всего основывать выводы на замерах длительности выполнения значимых бизнес-функций и на сравнении этих данных с пороговыми значениями из ТЗ. На этой идее основан международный открытый стандарт APDEX, становящийся всё более популярным и в России.


- Различается ли подход крупных и средних предприятий к решению возникающих проблем при использовании ERP-систем?

- Знаете, чем больше компания, тем серьезнее последствия от возникновения таких проблем. И тем важнее их предвидеть и к ним готовиться. Как раз поэтому сейчас и набирают обороты услуги мониторинга и контроля состояния бизнес-процессов, а также ИТ-инфраструктуры. Кроме того, большие компании хотят переходить на Agile-модель, ведь (вопреки расхожему мнению) они должны быстро меняться, чтобы быть конкурентными. А значит, нужно, чтобы ERP-система не только не устаревала, а даже несколько опережала запросы бизнеса. Но, в любом случае, и крупные, и средние предприятия уже понимают, что на старте любого проекта невозможно предусмотреть все и дать гарантии даже самим себе, что никаких дополнений или изменений не понадобится в ходе проекта.


- Какова стоимость внедрения системы?

- Для крупных компаний цена может разниться очень сильно. Поясню. Конечно, стоимость внедрения зависит от функциональности системы, от масштаба самого предприятия, числа пользователей, которых нужно обучить, от количества тиражей. Но ведь существуют разные крупные предприятия. Часто в больших холдингах филиалы идентичны — соответственно, уменьшается и цена для заказчика. С другой стороны, у нас есть опыт внедрения системы в структуре, где все сервисные дочерние компании — это разные бизнесы. Кроме того, на стоимость решения влияет наличие функций «интеллектуальной ERP», степень интеграции ERP-решения с другими бизнес-системами предприятия.

Если мы говорим про средний и малый бизнес, то внедрить систему на 10 человек или на 20 — это не принципиально.


- Может ли современное крупное территориально распределенное предприятие обойтись без иностранного ПО и пользоваться только нашими разработками?

- Уже несколько лет как может, с того самого момента, как компания 1С вывела на корпоративный рынок ERP продукт «1C: Управление холдингом». Недавно вышел еще один продукт – «1С: Корпорация», включающий в себя и полнофункциональный модуль «Управления холдингом». Вообще, сегодня на рынке есть множество продуктов 1С и партнеров для решения самого широкого спектра корпоративных задач, и они доказали свою жизнеспособность и в плане функциональности, и в плане инфраструктуры внедрения и сервисного обслуживания.

Существует масса отраслевых решений сторонних разработчиков — по проектной деятельности, по экологии, по автотранспорту и др., но они закрывают потребности предприятия точечно. В вот интегрировав их с типовой ERP 1С, мы, по сути, можем создать своего рода «отраслевой комплекс», который достаточно полно представляет специфику отрасли.


- Как компании (при наличии стольких игроков) выбрать надежного поставщика, быть уверенным, что ее не бросят?

- Очень просто. У компаний-франчайзи 1С есть статусы, которые дает вендор; на них, при выборе поставщика, заказчику следует обращать особое внимание. Например, чтобы получить статус «1С: КОРП», позволяющий работать на корпоративном рынке, нужно обладать компетенциями и опытом выполнения масштабных и технологически сложных проектов, а также иметь в штате сертифицированного руководителя корпоративных проектов, сертифицированных экспертов по производительности и т.д. Сегодня самый востребованный статус – «1С: Производство». У нас такой статус тоже есть.

Во-вторых, принципиально важно наличие у исполнителя на момент внедрения собственных технологических и методических наработок. Ведь даже в том случае, когда заказчик начинает внедрение с каких-то базовых функций, он все равно так или иначе придет к функциям более сложным, «продвинутым». И если у компании, которую он выбирает в подрядчики, нужных компетенций по ним не окажется, то вряд ли можно надеяться, что они вдруг будут наработаны «по ходу».

Важно также смотреть на портфель проектов, которые выполнила компания. Заказчики часто просят нас организовывать референсы на предприятия, где мы выполняли проекты. Как правило, заказчику достаточно обстоятельно поговорить с компанией, уже внедрившей у себя похожую систему, чтобы принять решение.


- Влияют ли текущие тенденции (переход в облака, цифровизация) на рынок ERP и на развитие самих систем?

- Любые технологии, позволяющие оптимизировать стоимость владения системой, заказчик с удовольствием использует. Соответственно, и частные облака, и роботизация набирают популярность. Но если говорить про крупные предприятия, то они идут к облакам не быстро, потому что построить безопасное облако не просто. И в него тоже нужно вложить немалые деньги.


- Но можно пользоваться чужими частными облаками?

- Можно, но чужие – это не безопасно.


- Безопасность – одна из самых больших проблем облаков?

- На мой взгляд, да.

Облачная модель очень полезна, когда речь идет о кластерах разного типа. Вокруг крупного производственного предприятия всегда формируется партнерская сеть. И для того, чтобы организовать взаимодействие, каждая компания в кластере предоставляет своим партнерам некий набор приложений для доступа к своим бизнес-функциям. Все это обычно происходит в контролируемой облачной среде. Набирают популярность и кластеры других типов: отраслевые, региональные, проектные. Если грамотно построить внутрикластерное управление, например, на уровне региона, то можно увязать интересы государства, региона и предприятий.


- Я уже где-то 25 лет в журналистике. В последние годы замечаю, что женщин в руководстве ИТ-компаний становится все больше. Как давно Вы руководите департаментом корпоративных систем? Как Вы управляетесь с мужским коллективом, среди которых много программистов? Это ведь очень непростое дело.

- Наша компания создана в 1996 году, а я, если не ошибаюсь, работаю в ней с 2006. Сегодня департамент, которым я управляю, наполовину мужской, а наполовину женский. Но Вы правы, программисты — это отдельная категория людей. Под стандарт их подвести трудно, и для эффективного управления ими нужны определенные усилия. Но я считаю, что не так это важно, — какой бизнес у тебя за плечами и кто твои подчиненные — управлять людьми всегда сложно, если в команде больше трех человек, и, особенно, когда это делается «вручную». Поэтому мы создали, запатентовали и внедрили систему сквозного управления персоналом, в том числе, и производственным. Иными словами, вся наша деятельность автоматизирована, что позволяет задавать регламенты действий сотрудников, по определенному треку приводящие к нужному результату. И контролировать выполнение наших бизнес-процессов (кстати, каждый год мы проводим их сертификацию по ISO 9000). Как иначе можно успешно управлять коллективом в 100-150 человек?


- Спасибо. Возможно, Вы хотите обратиться к компаниям, чтобы их стимулировать автоматизировать свои предприятия?

- Я думаю, что компании уже выросли, точно понимают, что им нужно, и я, наверное, не вправе им советовать или призывать их к чему-либо. Но я бы очень хотела, чтобы отечественный рынок перестал смотреть в сторону западных продуктов и не шел по старому пути на новом витке развития. Например, сейчас западные вендоры готовят новую ERP – iERP, и, конечно, будут агрессивно продвигать этот новый класс интегрированных продуктов.

А мне бы хотелось, чтобы рынок пошел по пути покупки отечественного софта. Он есть, он вполне доступен, он адаптирован, отвечает современным тенденциям. И если, на первый взгляд, конкретный продукт не отвечает всем требованиям заказчика, то есть много компаний, включая и нашу, которые могут насытить эту систему дополнительными модулями и дать заказчику именно то, что он хочет.

Источник: «Деловая Москва»

Поделиться в социальных сетях:
Другие новости